воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Конспект лекции об интерпретациях комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

     Изначальный план комедии Грибоедова был таков: девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку. А. С. Пушкин считает этот сюжет странным, так как Чацкий должен быть умным, но первый признак умного человека - знать, с кем ты имеешь дело. Мыслители, философы, писатели смотрели на комедию с другой стороны, нежели русский театр. Такое положение сохранялось до начала 20 века, пока на сцене Художественного театра не поставили пьесу по плану Грибоедова "Горе от ума" = "Горе от любви". В данной постановке роль Чацкого исполнял В. И. Качалов.

     В. И. Мейерхольд первым назвал пьесу "Горе уму". Он растолковал сюжет как столкновение музыканта, поэта, творческого человека с абсолютно косным, неподвижным миром. В спектакле представлено "поедание" прекрасного человека стабильным, устойчивым устройством общества. Итог пьесы - поражение Чацкого.
     После долгой паузы, отсутствия постановок на данную комедию, Г. И. Товстоногов осенью 1962 поставил спектакль "Горе от ума" на сцене БДТ, тем самым он вдвинул пьесу в современность, и заставил зрителей сопереживать Чацкому. Изначально на роль Чацкого был назначен Волков, но Товстоногов отстранил его от этой роли, поставив на его место Юрского. Время для репетиций у Сергея Юрьевича было мало, поэтому он играл-импровизировал. Юрский играл свободно, чем и поразил всех.
     В постановке комедии в Малом театре роль Чацкого играл В. Соломин. Он играл так, что казалось, Чацкий выйдет победителем, но нет, победу всё равно одержал Фамусов.
Сергей Женович ставил спектакль "Горе от ума" на сцене Малого театра в седьмой раз. Он привёл в театр художника Боровского, и они вместе создавали новое пространство для пьесы. Образ фамусовской Москвы изменить не удалось. Сергей Женовач рассказывает "Горе от ума" как семейную историю, при этом сталкивает актёрские поколения, соединяет молодое поколение Малого театра и актёров, прославивших эту сцену. Эта история о том, что есть в русской жизни что-то нетленное, важное, чего Чацкий не понимает, но с этим следует смериться.
     Автор лекции, подводя итог, говорит, что для победы Чацкого нет никаких оснований, поэтому в конце спектакля Чацкий не произносит пламенного монолога, он излагает мысль приглушённо, прося покинуть это место.

Комментариев нет:

Отправить комментарий